Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В детском саду «Долинка» прошла неделя мастер-классов по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольников», участие в которой приняли многие педагоги и воспитанники детского сада. Воспитатели продемонстрировали инновационные и нетрадиционные подходы в организации детской экспериментальной работы. Так, воспитатели ранних групп провели опыты с водой в группе и во время прогулки, изучали свойства и состояние воды. Старшие дошкольники групп компенсирующей направленности участвовали в экспериментах с водой и снегом. Они экспериментально убедились в том, что вода имеет физические свойства, может менять температуру. Воспитанники младшей группы выяснили во время прогулки, что температура предметов на солнце и в тени разная и может изменяться. Воспитанники группы № 13 побывали на необитаемом острове и научились очищать воду в экстремальных ситуациях, старшие дошкольники группы
№ 8 узнали и экспериментально проверили свойства воздуха.
Во время проведения опытов дети удовлетворяют свою потребность в активном познании природы и ближайшего окружения. Много открытий предстоит в будущем совершить юным исследователям, и занятия экспериментированием в детском саду развивают мыслительные и творческие способности, умение самостоятельно искать и находить нужную информацию.