numerology compatibility for business chinese zodiac dragon compatibility with horse chinese zodiac compatibility love test astrology scorpio august astrology and numerology in telugu numerology in hindi language astrological sign chart compatibility numerology life path year

Культурные практики

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ РЕБЕНКА

 В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

-  Опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора.

--  ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми

- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям

- сферу собственной воли, желаний и интересов

- свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного само-бытия.

-самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Результаты этих сложных жизненных практик и есть то ускользающее психологическое, нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого мы взрослые, пытаемся приписать противоречивому понятию воспитания. Мы лукавим, когда определяем воспитание как воздействие или влияние, поскольку не уверены в его результате и не знаем, что творится в душе ребенка, когда пытаемся влиять. На деле воспитание осуществимо только в ситуации его осмысления и признания самим ребенком.

Еще одно важное свойство – это скрытое воспитание, скрытое образование в целом. Его еще можно назвать фоновым знанием….

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо паралельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Это то, что в экзистенциальной философии называется со-бытием. Отсюда вывод, с которым можно и не согласиться: воспитание – воздействие требуется там, где не развита самостоятельная (свободная и творческая) деятельность детей.

 Первый позиционный принцип.

Чтобы понять, эффективно ли воспитание (и шире – образование), надо смотреть на его процессы глазами ребенка, а не взрослого, тем более педагога, умудренного, т.е. зажатого рамками своего, всегда ограниченного опыта, и односторонними педагогическими и дидактическими теориями. Надо смотреть на воспитание глазами себя – ребенка (себе-подобного – ребенка, себя - подобного – ребенку, себя- в близком –ребенке).

Второй принципвытекает из первого: «воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка», ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения». Он не ведомый, не «репициент», не «воспитываемый», не «обучающийся». Эти понятия в подтексте предполагают пассивного ребенка, которым можно манипулировать.

Принцип «Ребенок – центр сферы образования» предполагает, что содержание обучения и воспитания определяется именно им через собственные культурные практики, а не взрослым, через задания, проверки и оценки.

Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо что-то, что открывает канал со-бытия влияния взрослого на ребенка, одновременно создавая самообразовательную (не педагогическую и не развивающую) ситуацию для ребенка. Педагоги называют эту отзывчивость и предрасположенность началом самовоспитания, психологи – самоопределением и самореализацией. С позиции культуролога образования  для обозначения и объяснения этого явления необходимо соответствующее понятие – и это – «культурные практики». Именно они становятся катализаторами – ускорителями процессов педагогического воздействия.

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни его уникального индивидуального жизненного опыта.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

В контексте выстраивания нового содержания образования и новых идей относительно универсальных культуросообразных умений ребенка, важно в едином ключе обеспечить его активную и продуктивную образвательную деятельность до школы и не сводить её  к традиционной авторитарной учебной, которая к тому же в громадном количестве дошкольных учреждений определяется взрослыми без всякого участия детей и базируется на принуждении обучаться и воспитываться. Если уж мы объявляем ребенка субъектом образования, мы должны подтвердить это делом и дать ему возможность учиться самостоятельно и развиваться на основе природных данных и в педагогически организованной, разнообразной культурно – образовательной среде, которая предполагает понимания и принятия педагогом  поведенческой позиции ребенка  в его отношении к взрослому. Для этого надо выйти за рамки его ролевых отношений с взрослыми и рассматривать общение и взаимодействие в экзистенциальном плане, опираясь на логику гуманной педагогики и гуманистической психологии, на логику саморазвития, самоопределения, самореализации, самообразования со стороны ребенка.

В международном сообществе свободные, демократические, прогрессивные модели школ базируются на свободных «культурных практиках» ребенка.

________________________________________________________________

Литература:

Мид.М. «Культура и мир детства», М., 1988

Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006

Крылова Н.Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010