Добро пожаловать
Мы выбираем здоровье!
Городские проекты
Педагогический опыт. Наставничество
Правовое просвещение
Изучение особенностей взаимодействия администрации и педагогов дошкольных образовательных организаци
теория решения изобретательских задач
- Категория: Uncategorised
- Обновлено 15.01.2017 23:00
- Создано 15.01.2017 23:00
- Автор: Администратор сайта МБУ № 167
- Просмотров: 6517
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику.
О том, как инженерная наука помогает малышам развивать творческие способности и решать прикладные задачи, рассказала Светлана Гин - ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры», кандидат педагогических наук, автор книги «Занятия по ТРИЗ в детском саду», а также многочисленных пособий для учителей начальных классов, мама четверых детей.
- Чем ТРИЗ-педагогика отличается от классической и развивающей педагогики?
- В классической педагогике формула содержания обучения - «делай как я», иногда «делай как я сказал», в развивающей педагогике мы ставим перед ребенком проблему и вместе ищем решение, но инструмент решения находиться в руках учителя. Формула тризовского обучения - дети сами учатся видеть и решать задачи. Причем «видеть» - это ключевое слово, потому что иначе нет смысла давать ему инструменты для решений.
- Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?
- ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример - допустим в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.
Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?
Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.
Но я считаю, что в раннем обучении (дошкольный и младший школьный возраст) гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот - он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.
- С какого возраста вы рекомендуете начинать обучение, используя подходы ТРИЗ?
- Если мы говорим про систему образования, то есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста. Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия.
В моей семье была такая ситуация, когда старшая дочка только научилась говорить. Она хочет зайти на кухню, а там темно. А дальше следует диалог:
- Мама, свет!
- Лена, табуретка!
Не знаю, является ли это решением задачи, но направленность на решение задачи тут определенно есть. Возможности для использования данного подхода в обычной жизни есть на каждом шагу.
Например, один из наших коллег-тризовцев рассказывал такой случай. Как-то он пошел гулять со своей дочкой в парк. Девочка взяла с собой морскую свинку, и пока папа был занят беседой с коллегой, она играла с ней на скамеечке. Потом девочка захотела покачаться на качелях, оставив животное папе на поруки. «Сейчас ты уйдешь, а твоя свинка может свалиться со скамейки, мы не будем за ней смотреть, мы разговариваем». Задача поставлена – надо решать! Девочка тут же ставит свинку на край скамейки и подталкивает ее. Та отчаянно сопротивляется и пятится назад. «Папа, она не упадет, я проверила!» - и довольная убегает. Правда, красиво?
- Согласна, но наверно, не каждый родитель способен на такой подход?
- Но только так и можно воспитывать ребенка, особенно маленького. В этом случае вам всегда будет интересно с ребенком. Ведь когда родители говорят, что они устают с детьми, одна из причин в том, что взрослым скучно. Ну чем мне может быть интересен маленький ребенок? Я знаю больше, чем ты, я умею больше, чем ты, что мне с тебя взять? Каждый человек нацелен на новизну. Интересно должно быть не только маленьким детям, но и взрослым. И тризовский подход в этом случае приходит на помощь, это совершенно другое общение. У родителя есть нацеленность, как задачу увидеть, поставить, а у ребенка - как ее решить. Чтоб ребенок начал изобретать, сами родители должны быть изобретательными.
- Получается, что прежде чем родителям заниматься ТРИЗом со своими детьми, нужно самому хорошо быть знакомым с этой методикой?
- И да, и нет. С одной стороны не обязательно самому осваивать ТРИЗ. Вы возьмете книжку «Задачи-сказки кота Потряскина», найдете примеры на сайте по ТРИЗу, дадите их ребенку, и он решать научиться. Но если мы говорим об эффективности, то родительский пример необходим. Это точно так же, когда ребенок изучает иностранный язык. Мы можем дать ребенку книжку, нанять репетитора, ребенок занимается, а мы пожинаем плоды, ведь такое тоже возможно. Хотя, если родитель владеет иностранным языком, и может говорить с ребенком в повседневной жизни на этом языке, то результат будет гораздо выше. А зачастую дети развиваются, а родители наблюдают и хлопают в ладоши.
- А что касается ТРИЗ-педагогики, к преподавателю тоже есть какие-то требования?
- Педагог должен сам иметь те качества, которые он стремиться сформировать у ребенка. Когда дети видят перед собой человека, который при встрече с проблемой не ищет виновных, не опускает руки, а может ее четко сформулировать, обозначить и найти пути решения, то это лучший образец тризовского подхода к ситуации и к жизни в целом.
Для преподавателя ТРИЗ очень важно показать свой пример, и мне как маме часто приходиться в жизни решать такие задачи.
Однажды мы ехали с детьми в Петрозаводск с пересадкой в Питере. В одной руке чемодан, в другой держу трехлетнюю дочку, рядом с которой тоже за руку идет пятилетняя. Все было хорошо, пока мы не вошли в метро. Здесь стало ясно, что как бы я не держала детей, все равно кого-нибудь отцепят, потому что люди идут сплошной толпой.
Возникает ситуация - чемодан я бросить не могу, взять двоих детей на руки тоже не могу. Что делать? Дело происходило зимой, и я нашла такое решение - связала детей шарфиками между собой, и мы спокойно преодолели метро.
Или вот еще тризовский пример из жизни. Вдруг обнаружилось, что дочка боится пылесоса, а мне нужно срочно убрать в комнате, и ее никуда не отправишь. Я поставила ее на диван, дала листок бумаги и сказала: «Давай будем кормить пылесос, ты рви листочки и бросай на ковер, а он будет их кушать». Так и сделали.
- Все ли дети способны решать ТРИЗовские задачки? Есть ли нeобучаемые?
- Здесь необходимо задать возраст ребенка. Если ребенок маленький, в дошкольном возрасте, то да, он может сказать, что я чего-то не умею. А если большой, то он может обратиться к своему опыту и, пусть он не придумает чего-то нового, но вспомнить аналогичное решение он может.
Я работала в экспериментальном классе, где мы использовали тризовскую методику, и могу сказать, что развиваются все дети — это однозначно. Другое дело, что динамика у каждого своя. И тут очень важно, что мы понимаем под результатами обучения. Если мы говорим, что формируется другой взгляд на жизнь, то с мировоззренческой точки зрения - это доступно всем детям. С точки зрения владения инструментами - кому-то лучше даются приемы фантазирования, а кому-то приемы логических операций.
Этот вопрос можно интерпретировать как каждый ли ребенок может быть честным и каждый ли ребенок может выучить правила честности наизусть.
- Как можно охарактеризовать этот тип мировоззрения, который формируется с помощью ТРИЗ?
- Прежде всего это гибкое мышление, открытое к новому, способное развиваться. Если мы что-то придумали или изобрели, а ситуация изменилась, то мы не держимся за решение, лишь в силу того, что мы молодцы, это придумали. Это такое мышление, которое готово отказаться от старого в пользу нового, если это новое оказывается прогрессивным. Открытый взгляд на мир по отношению к людям и жизни. Ключевая черта именно в этом. Открытость, динамичность, гибкость, умение адаптироваться, те качества, которые нужны в современном мире. И обязательно должна быть определенного рода смелость.
- Как вы считаете, современная система (государство, образование, общество) поддерживает таких людей, с нестандартным мышлением, ведь они как правило противостоят системе лишь потому, что способны создавать свои?
- Я глубоко убеждена, что такие люди нужны, даже если система об этом не задумывается и думает, что ей это не нужно, и не совсем (скажем так) способствует реализации этих людей. Только такие люди могут изменить ситуацию, только такие люди являются двигателем прогресса.
- Когда ребенок приходит в школу, уже имея нестандартный творческий подход, ему либо будет скучно, потому что школа все-таки достаточно консервативная система, либо нужно будет приспосабливаться?
- Можно сказать «приспосабливаться», а можно – «адаптироваться». Мы уже говорили, что результатом тризовского обучения является умение гибко реагировать на изменения среды.
Если ребенок умеет решать задачи, то школьная система образования для него тоже может быть как задача. Понятно, что для маленького ребенка это представляет определенную сложность. Но в этом случае помочь решить эту «задачу» могут родители.
А если мы говорим про подростков, которые умеют более сознательно собой управлять, то они уже понимают: да жизнь на сегодняшний день такая, школа будет требовать от тебя прилежания и послушания, а не творчества, но нужно уметь принимать правила той игры, в которую ты играешь.
Ну а то, что школьную систему образования надо менять - это однозначно. Другое дело, что она меняется не так быстро, мышление учителей достаточно консервативно. Понятно, что нужно что-то делать, есть люди которые этим занимаются и я в том числе. Но это достаточно длительный процесс.
И поэтому умным неравнодушным родителям искать возможности, чтобы ребенок мог реализоваться в других местах, кроме школы.
– Что делать родителям, чтобы помочь детям освоить ТРИЗ?
– Пособий для родителей пока нет, проводятся отдельные лекции и тренинги. Но есть два стратегических направления, которые можно использовать в общении с ребенком – развитие любознательности и воображения. Что касается любознательности – те ситуации, которые происходят вокруг нужно обозначать перед ребенком как задачу, ставя перед ним два ключевых вопроса: как это можно сделать (решить)? и как это можно сделать еще?
Если мы будем задавать эти вопросы применительно ко всем затруднениям, то считайте что тризовец уже сформируется. Например, когда вы идете или едете куда-то. В дороге это время вроде как пустое, но его можно использовать для такой игры. Спросите у ребенка, что ты видишь удивительного? И это будет способствовать тому, чтобы ребенок внимательней рассмотрел окружающий мир, заметил интересные детали.
Например, папа с четырехлетним сыном идут по улице и видят, что все столбы по улице стоят ровно, а один столб согнут. Папа спрашивает у сына: «Как ты думаешь, почему это может быть?» Может быть его сбила машина? Если да, то как мы могли бы об этом узнать? Наверное, около столба остались бы следы. Подходим к столбу – следов от машины нет. Следовательно, гипотеза была неверна. А вдруг был сильный ветер и погнул этот столб? Но соседние деревья рядом целы, значит это предположение тоже неверно. Может тут просела земля? Нужно подойти к столбу и посмотреть какая там почва, есть ли воронка, если почва просела, то она могла вызвать деформацию столба. Так мы учимся решать задачу, последовательно выдвигая и проверяя различные предположения.
Что касается воображения, то ребенку нужно давать возможность, где только можно придумывать, как сделать так как еще не было, постоянно поддерживать стремление к новизне. И можно учить детей этому специально, на каждом шагу – делаем ли мы бабушке открытку, сочиняем ли мы стишок, придумываем сценарий празднования дня рождения - мы учим это делать оригинально непохоже, чтобы здесь можно было сказать – это я так сам придумал!
– Какие книги вы бы посоветовали родителям, которые заинтересовались этой методикой?
– Для семейного чтения «Задачи-сказки от кота Потряскина» автор Анатолий Гин, основы ТРИЗ для родителей можно найти в книге Шустермана «Новые приключения Колобка» и также рекомендую книгу для подростков Г. Альтов «Как стать изобретателем». Но самым главным пособием может и должен стать ваш собственный ребенок – эта та «книга», которую можно читать всю жизнь, постоянно открывая в ней что-то новое и интересное.
Источник: https://infourok.ru/triz-konsultaciya-dlya-roditeley-607063.html
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 167 «Долинка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445046, Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Механизаторов, 23
Телефоны: 8(8482)24-06-64, 8(8482)25-62-99
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Персональные данные
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 167 "Долинка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ детского сада № 167 "Долинка" запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.