free compatibility numerology test site horoscope love compatibility leo numerology compatibility with names numerology 9 compatibility with 7 chinese astrology dragon of earth site press
  • Титульный

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 167 "Долинка"

  • слайд2
  • слайд1

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 167 "ДОЛИНКА"

  • слайд3
  • слайд4

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 167 "ДОЛИНКА"

  • слайд5

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 167 "ДОЛИНКА"

  • слайд6

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 167 "ДОЛИНКА"

Добро пожаловать

Правовое просвещение

Изучение особенностей взаимодействия администрации и педагогов дошкольных образовательных организаци

Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов анализа литературных произведений

 Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов анализа литературных произведений

Галина Борисовна Романенко старший воспитатель

МБУ детский сад №167 «Долинка» г Тольятти

Мы постоянно говорим о том, как стремительно меняется мир, и что дети тоже становятся совсем другими. Они активно овладевают информационными технологиями, иначе мыслят, стремятся к самостоятельности. Эти обстоятельства требуют от педагогов поиска новых способов работы с детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к выпускнику детского сада. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Многие педагоги понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любой информацией, обладал развитым воображением, творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. ОТСМ-ТРИЗ технологии способствуют реализации задач ФГОС  дошкольного образования, помогают ребенку освоить способы мышления и применить их в своей жизни. ОТСМ-ТРИЗ – это Общая Теория Сильного Мышления - Теория Решения изобретательских Задач. Эти технологии позволяют развивать у детей способность творчески мыслить, помогают формировать способность анализировать новые ситуации, формировать исследовательские навыки, принимать нестандартные решения.

На протяжении многих лет мы занимались изучением и применением ОТСМ-ТРИЗ-технологий  в ДОУ. В своей педагогической работе нами уделяется большое внимание работе с литературными произведениями. Несколько лет  назад вместе с детьми мы организовывали проектную деятельность по придумыванию сказок, раскрытию тайн героев сказок, составлению книги «Советы героев сказок».

Работу по обучению детей способам анализа литературных произведений мы начинали с ознакомления с содержанием литературного произведения. При чтении обращали внимание на проблемы героев, способы их решения. Обсуждали с детьми положительные и отрицательные результаты поступков героев.                                                      

Анализируя поступки сказочных героев, дети задавались вопросом, всегда ли одни и те же герои наделены одинаковыми характерами, одинаковы ли их  поступки. Например, во всех ли сказках волк злой, голодный, глупый. Почему он разный по характеру, от чего это зависит? Могут ли герои научить людей поступать разумнее?  Интересующую информацию, узнавали у родителей, у взрослых, спрашивали у сверстников, искали в тексте сказок, при просмотре телепередач, спектаклей. Собирали «копилку поступков героев»,  выявляли, что одни и те же литературные герои могут быть наделены различными свойствами характера, чаще всего противоречивыми. Это зависит от действий героя, целей, которые он перед собой ставит. Мы предлагали детям разгадать тайны героев сказки, найти правило жизни героя, которое он может нам подарить. С этой целью мы заполняли таблицу «Правила жизни в сказке…»                                                    

Приведем пример анализа русской народной сказки «Снегурочка».

«Правила жизни в русской народной сказке Снегурочка»

Герои

Герой 1

Старик, старуха

Герой 2                        Снегурочка

Герой 3                           Подружки

Их проблемы

Не было детей

Не выявлена

Не выявлена

Желания (цели)

Хотели слепить из снега дочку

 

Хотели пойти в лес погулять

Действия по реализации цели или решению проблемы

…Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

 

 

…Смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.              И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься. Снегурочка вдруг запечалилась. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем.

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить.

Набрали хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать.

 

Помощники

Пришла зима снежная, намело сугробов

 

 

Результаты (положительный и отрицательный)

Слепили дочку

Растаяла,      обратилась в белое облачко

Гуляли, играли в лесу. Потеряли Снегурочку

Свойства характера героев

Трудолюбивые, целеустремленные, добрые, непредусмотрительные

Добрая, ласковая, отзывчивая, неконфликтная

Веселые, дружные

Вывод: совет герою или мудрость жизни, которую он нам дарит

Беречь то, что есть

Не повторять все за другими, самому подумать

Не ходить в лес без взрослых. Не разводить костры. Не играть в опасные игры

По ходу заполнения таблицы дети рассуждают, анализируют поступки героев, приходят к общему мнению, самостоятельно делают выводы. После заполнения таблицы делая вывод, мы получаем «правило жизни», которое дарит нам литературный герой. Так в русской народной сказке «Снегурочка» правило жизни от Снегурочки – «Не повторяй того, что делают другие, сначала подумай». Правило жизни от старика и старухи – «Нужно беречь то, что у тебя есть». В этом случае подходит пословица «Что имеем, не храним, потерявши – плачем». Правило жизни от подружек – «Не ходить в лес без взрослых. Не разводить костры. Не играть в опасные игры».

При заполнении таблицы, анализируем, каким способом герой решал свои проблемы. Проблемы решают на трех уровнях.

1.Оптимистическое решение – когда герои решили проблему не в ущерб жизни других.

2. Пессимистическое – когда герой не решил свою проблему.

3.Трагическое – когда герой остается в худшем состоянии, чем был.

Например, в р. н. сказке «Снегурочка» старик и старуха, решили свою проблему трагическим способом, остались в худшем положении, чем были.

После анализа литературного произведения и  формулировки жизненного правила, побуждаем детей находить аналогичные ситуации в личном опыте, объяснять, как советы героев могут помочь в реальной жизненной ситуации.

В речевом центре группы был организован раздел «Секреты сказок», куда помещали заполненные таблицы «Правила жизни в сказке». Были проанализированы сказки, создавались копилки свойств характера героя, их эмоциональные состояния, подобраны соответствующие пословицы. Организовывали проектную деятельность по типу: «Паспортное бюро сказочных героев», «Тайны героев сказки». Проводя с детьми работу по теме: «Тайны героев сказок», мы научились раскрывать тайны. Узнали, что конкретные поступки литературных героев приводят к конкретному результату положительному или отрицательному. Выделили жизненные советы. И чтобы научить других людей поступать разумнее, в жизненных ситуациях, предостерегать их от ошибок, мы создали книгу: «Советы добрым молодцам».

Например, в русской народной сказке «Гуси-Лебеди» Братец советует: «Если ты остался один, не доверяй чужим людям. Аленушка: «Будь ответственным, выполняй наказ взрослых», Баба-Яга: «Если хочешь добиться чего-то – будь расторопнее.

         В 2005 году мы с детьми представляли проект «Тайны героев сказок» на Российском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь» в городе Москве и стали лауреатами конкурса.

Использование ОТСМ-ТРИЗ технологий позволило мне принять участие в конкурсе «Учитель года – 2006», «Лучший воспитатель, лучший педагог  дополнительного образования, тренер преподаватель муниципальных образовательных учреждений городского округа Тольятти – 2007» и одержать победу в своей номинации.

Опытом по организации с дошкольниками усвоения способов анализа литературных произведений поделилась в 2015 году на практико-ориентированном семинаре «Реализация ФГОС  дошкольного образования через моделирование мыслительных действий дошкольников», который состоялся в рамках IV городского педагогического марафона «От компетентного педагога к новому качеству образования».                                              

Применение ОТСМ-ТРИЗ технологий помогает интересно и увлекательно решать задачи, поставленные перед дошкольным образованием на современном этапе.

 

 

 

 

ЦУР63 "Решаем проблемы вместе"

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Автобанеры

Контактная информация

элемент декораМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 167 «Долинка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445046, Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Механизаторов, 23
Телефоны: 8(8482)24-06-64, 8(8482)25-62-99
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Персональные данные

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 167 "Долинка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 167 "Долинка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Психолого - педагогическое сопровождение

ОПРОС АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА

Безопасное лето